Игра в кошки-мышки с регуляторами, или что означают новые рекомендации FATF для биткоин-индустрии

21 июня Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) представила финальную версию руководящих положений для криптовалютной индустрии. В опубликованном документе FATF обязала биткоин-биржи и других поставщиков криптовалютных услуг (VASPs) соблюдать процедуры AML и CFT по аналогии с традиционными финансовыми компаниями.

На саммите «Большой двадцатки» G20 в Осаке страны-участницы организации эти рекомендации поддержали, формально положив начало процессу выработки соответствующих регуляторных требований.

Игра в кошки-мышки с регуляторами, или что означают новые рекомендации FATF для биткоин-индустрии

При этом в число стран, которые разрабатывают законодательные нормы для отрасли цифровых валют, входит и Россия. Так, в мае принятие законопроекта «О цифровых финансовых активах» перенесли из-за требований FATF о включении в него понятия «криптовалюты», а позже Госдума подготовила предложения по регулированию криптовалют согласно рекомендациям организации.

ForkLog попытался разобраться, какие последствия это решение несет для индустрии, а также собрал мнения экспертов, которые, как и ожидалось, разошлись в оценках происходящего.

Прежде всего необходимо напомнить, что значительная часть пропонентов криптовалют уже достаточно долгое время выступает за их интеграцию в мировую финансовую систему. Месседж о необходимости надлежащего регулирования криптовалют на протяжении многих лет звучал из уст самых различных «евангелистов», и определенный резон в этом безусловно есть: прийти к массовому принятию, если большинство регуляторов их запрещает, крайне сложно.

Впрочем, как гласит народная мудрость, иногда в своих желаниях нужно быть осторожными. Несмотря на то, что о содержании принятых в июне рекомендаций FATF рассказала намного раньше, для большей части индустрии они все же стали шоком.

Справка

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) была основана в 1989 году с целью разработки и выработки рекомендаций по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также для отслеживания их выполнения всеми 39 странам, входящими в состав организации.

За 30 лет своего существования FATF выработала комплексную основу для имплементации этих правил и стимулирования сотрудничества между странами-участницами организации. Сюда вошли в общей сложности 40 различных рекомендаций, описывающих нормативно-правовые положения для финансовых институтов, а также меры, необходимые для предотвращения отмывания денег, и процесс обмена информацией.

Одна из этих рекомендаций, получившая номер 15, была представлена в 2012 году. В ней говорится о том, что «государства и финансовые институты должны идентифицировать и оценивать риски отмывания денег или финансирования терроризма, которые могут возникать в результате (a) создания новых продуктов и бизнес-практик… и (b) использования развивающихся технологий как для новых, так и уже существующих продуктов».

Применение рекомендаций к криптовалютам

В последующие годы FATF делала различные отдельные заявления в отношении виртуальных валют, но лишь в октябре 2018 года в Рекомендацию 15 были официально внесены дополнения, в которых четко говорилось, что теперь они распространяются и на этот новый вид активов. Тогда же в словарь терминов FATF были внесены два новых определения: «виртуальный актив» (VA) и «поставщик услуг в области виртуальных активов» (VASP).

Внесенные поправки определяют виртуальный актив как «цифровое представление ценности, которое может торговаться или передаваться в цифровом виде, а также может быть использовано в платежных или инвестиционных целях». В то же время в определение виртуальных активов не включено цифровое представление фиатных валют, ценных бумаг и других финансовых активов, которые уже упоминаются в Рекомендациях FATF.

Под поставщиком услуг в области виртуальных активов понимается «любое физическое или юридическое лицо, не упоминаемое в Рекомендациях и осуществляющее какой-либо вид следующей деятельности или операций: (i) обмен виртуальных активов и фиатных валют; (ii) обмен между одной или несколькими формами виртуальных активов; (iii) передача виртуальных активов».

Передача виртуальных активов, соответственно, определяется как осуществление транзакции от имени другого физического лица, которое перемещает виртуальный актив с одного адреса или аккаунта на другой; хранение виртуальных активов или управление инструментами, обеспечивающими их контроль; оказание финансовых услуг, связанных с предложением эмитента, и/или продажа виртуального актива.

Где зарыта собака?

Новые правила FATF гласят, что для обеспечения работы VASP в соответствии с указанными руководящими принципами страны-участницы организации должны требовать от них соблюдения Рекомендации 16, известной как «Дорожное правило» (Travel Rule).

Данное положение касается безналичных переводов средств и предусматривает, что государства должны обеспечить включение финансовыми институтами обязательной информации об отправителях и получателях средств и предпринимать соответствующие меры, если такая информация отсутствует. Стоит отметить, что такая информация также включает в себя физический адрес отправителя, его паспортные данные или пользовательский идентификатор, привязывающие его к компании, дате или месту рождения.

Необходимо отметить, что эти требования распространяются на транзакции на суммы свыше $1000 или €1000.

Многие аналитики, включая компанию Chainalysis, пытались убедить FATF в том, что в блокчейн-индустрии довольно сложно, если возможно вообще, соблюдать те же нормы, что и в банковском секторе. Также они предупреждали организацию, что криптовалютный бизнес может частично уйти в тень, а приватность пользователей и эффективность операций правоохранительных органов могут пострадать.

Тем не менее новые рекомендации приняты и одобрены странами G20, после чего на их имплементацию бизнесам и правительствам отводится 12 месяцев. Распространятся новые стандарты на организации, работающие с криптовалютами и токенами, например, на биржи и хедж-фонды. Ожидается, что первую проверку выполнения рекомендаций FATF осуществит в июне 2020 года.

Что говорят регуляторы

Следует признать тот факт, что криминальный мир действительно использует криптовалюты в незаконных целях, и хотя эти масштабы сравнительно малы, репутация индустрии из-за этого в определенной степени все же страдает.

По мнению мировых регуляторов, принятие новых стандартов поможет легитимизировать криптовалюты в целом, будет способствовать их более широкому принятию, а также повысит безопасность транзакций.

Эту позицию, наверное, лучше всего отображает заявление министра финансов США Стивена Мнучина, сделанное им в ходе пленарной сессии FATF в июне:

«Приняв новые стандарты и руководящие принципы, FATF обеспечит работу поставщиков виртуальных активов за пределами серой зоны и поможет им избежать взаимодействия с нелегитимными режимами и представителями преступного мира… Мы готовы разрешить надлежащее использование криптовалют, но мы не позволим им стать эквивалентом секретных кодированных счетов и не допустим их дальнейшее использование в нелегальных целях», — сказал он.

Необходимо сделать еще одно важное уточнение: рекомендации FATF формально не являются обязательными к исполнению, и страны-участницы организации имплементируют их на уровне национального законодательства. Правда, в случае если какое-либо государство не приведет свои нормы в соответствие с новыми стандартами, оно будет внесено в своего рода «черный список», попадание в который влечет ряд штрафных мер, включая ограничения на иностранные инвестиции.

Что говорят представители индустрии

Несмотря на оптимистичные заявления регуляторов, представители криптовалютного сообщества в своем большинстве раскритиковали принятые FATF рекомендации. Общее мнение сводится к тому, что их реализация будет весьма непростой и может иметь негативные последствия для значительной части индустрии, в первую очередь для поставщиков кастодиальных услуг.

«Это одна из самых серьезных угроз для криптовалютной отрасли. Рекомендации FATF могут оказать гораздо большее влияние на индустрию, чем правила SEC или других регуляторов», — заявил глава исследовательского подразделения в области криптовалют компании Messari Эрик Тернер.

Также он отметил, что немаловажно и то, как регуляторы разных стран будут трактовать представленные правила.

Другие прогнозируют, что чрезмерная строгость FATF вопреки ожиданиям не будет способствовать прозрачности на рынке, а совсем наоборот — может вынудить многие криптовалютные компании уйти на черный рынок.

«Использование банковского регулирования в криптовалютной сфере может вынудить участников рынка заключать больше сделок напрямую между собой, а это приведет к снижению общего уровня прозрачности и повышению рисков мошенничества и отмывания денег», — считает CCO Coinbase Джефф Горовитц.

CCO Bittrex Джон Рот тем временем отмечает, что хотя на бумаге сбор данных может показаться делом простым, технически может оказаться просто невозможно идентифицировать лицо, которому принадлежит отдельно взятый кошелек.

«Есть две опции: изменить сам метод работы блокчейна как технологии или создать другой параллельный блокчейн, который бы обслуживал биржи. При любом раскладе проблем не избежать», — сказал он.

С ним согласна главный юридический советник биржи Kraken Мэри Бет Бьюкенан.

«Невозможно применить регуляторные правила 20-го века к технологии 21-го века. Это просто не будет работать», — считает она.

Схожее мнение высказал советник по вопросам регулирования биржи CEX.io Сергей Мохнев. По его словам, проблема в том, что архитектура большинства блокчейнов несовместима с требованиями FATF. Иными словами, эти требования в лучшем случае бессмысленны, в худшем – их попросту невозможно выполнить.

Сергей Мохнев также ссылается на мнение Ярека Якубчека, стратегического аналитика Европола, который в беседе с ним сказал, что «пытаться заставить бизнес делать то, что не может быть сделано, это все равно что упражняться в бесполезных вещах». Так, по словам Якубчека, идентифицировать участников транзакции можно при условии корректной работы отслеживающих инструментов, однако это означает ограничение их приватности и дает компаниям возможность обмениваться личной информацией клиентов. Вопрос в том, для чего все это нужно?

«Большинство транзакций между биржами связаны с активностью трейдеров, которая сама по себе не является преступной. Таким образом, перераспределение ресурсов на большое число сравнительно низкорисковых транзакций сместит фокус с идентификации криминальных транзакций и, как следствие, негативно скажется на предотвращении преступной деятельности», — сказал представитель Европола.

Как результат, единственная выгода для бирж – поставить крестик и отчитаться о том, что нормативные требования соблюдены. В то же время значительная часть транзакций действительно уйдет в «серую зону», оставив правоохранительные органы и финансовую разведку с пустыми руками.

Сервисы микширования и p2p-платформы

Примечательно, что в опубликованных рекомендациях FATF упоминаются сервисы микширования – предположительно, они также должны собирать данные о своих пользователях. Как это реализовать на практике, впрочем, не до конца ясно.

Используемая в таких сервисах технология CoinJoin направлена именно на анонимизацию пользователей и средства пользователей они не держат.

Как сказал в комментарии ForkLog ведущий разработчик Wasabi Wallet Адам Фичор, он также не понимает, как операторы миксеров должны реагировать на требования организации.

«Кастодиальные сервисы должны регулироваться, потому что они держат средства клиентов. Пользователи таких сервисов и без того уязвимы, а требование сбора личной информации делает все еще хуже и дает компаниями еще больше рычагов влияния на пользователей. Это совершенно безумные рекомендации, но, как я понимаю, к Wasabi они отношения не имеют», — сказал Адам Фичор.

Новые правила действительно могут стать катализатором ухода многих пользователей с централизованных бирж. За комментарием ForkLog обратился к Максу Кейдуну, CEO p2p-биржи по покупке и продаже биткоина Hodl Hodl.

«Это решение негативно скажется на индустрии, потому что мы в очередной раз столкнулись с тем, что регуляторы применяют традиционные нормы в отношении криптобизнеса.

Фактически, вместо того, чтобы более качественно выполнять свою работу и изучать рынок, в отношении которого они собираются принимать эти меры, они копируют уже существующие архаичные нормы в отношении инновационных бизнесов, зародившихся уже в 21-м веке.

Складывается ситуация, при которой небольшие биржи со штатом в 10-20 человек обязывают соблюдать те же законы, которые распространяются на крупные банки.

При этом такие крупные институты зачастую находят возможности лишь частично выполнять предъявляемые им требования, соглашаясь, например, на штрафы», — сказал он.

По его словам, крупные биржи, вероятно, справятся с этой ситуацией, так как уже сотрудничают с регуляторами и имеют определенную развитую инфраструктуру, хотя и для них это будет непросто и повлечет финансовые издержки. Для некоторых компаний, которые не зарегистрированы в странах, входящих в FATF или G20, эти последствия могут быть и вовсе незначительными. Тем не менее уход в «серую зону» все же очень вероятен.

Говоря о собственной платформе Hodl Hodl, Макс Кейдун отметил, что она некастодиальная и все торги происходят напрямую между кошельками клиентов.

«Все эти регуляторные инициативы больше направлены на традиционные централизованные биржи. Мало кто из наших пользователей отправляет деньги с таких бирж, в основном люди пользуются личными кошельками. Наши клиенты как правило понимают, что такое безопасность, и по этой причине средства на биржах не хранят. Поэтому я полагаю, что нас это коснется в меньшей степени, хотя в целом для индустрии, как я уже сказал, это достаточно негативное развитие событий», — добавил он.

Новая реальность

Как бы то ни было, очевидно, что криптовалютная индустрия вступает в абсолютно новый для себя период истории. И некоторые страны и отдельные компания уже начали готовить почву для новых условий работы.

Так, власти Канады уже объявили, что с 1 июня 2020 года криптовалютные биржи, как местные, так и зарубежные, будут классифицироваться как поставщики услуг в сфере денежных переводов. Как таковы они будут должны регистрироваться в Центре анализа финансовых транзакций и отчетности (FinTRAC), идентифицировать пользователей, а также сообщать о транзакциях на сумму свыше CAD $10 000. До настоящего времени соблюдение этих норм было добровольным.

Параллельно с этим аналитическая компания CipherTrace и поставщик решений в области идентификации пользователей Shyft заключили партнерское соглашение, в рамках которого намерены создать решение, помогающее биржам защитить идентификационные данные своих пользователей и одновременно с этим соблюдать регуляторные требования.

«Фишка», по словам представителей компаний, в использовании смарт-контрактов и криптографического контроля доступа к личным данным, таким как имена, адреса и детали банковских счетов.

«При помощи механизмов криптографического контроля приватности возможно добиться как анонимности, так и ответственного раскрытия источника средств в законных целях, таких как расследование преступной или террористической деятельности и соблюдения правил AML», — уверен CEO CipherTrace Дэйв Джеванс.

Слова главы CipherTrace, возможно, и покажутся кому-то обнадеживающими, однако нет сомнений, что многие из придерживающихся либертарианских взглядов сторонников биткоина будут видеть в новых стандартах FATF чудовищную государственную систему контроля, полностью противоречащую философским принципам биткоина и видению Сатоши Накамото.

Если говорить с практической точки зрения, то новые правила могут стать обременительным грузом для централизованных (кастодиальных) бирж, а также, вероятно, подтолкнут более мелких игроков, для которых расходы на правовое соответствие скорее всего окажутся слишком высокими, к консолидации и созданию альянсов.

В то же время можно ожидать, что разработчики ускорят работу по созданию некастодиальных торговых платформ и других инструментов, помогающих конечным пользователям осуществлять транзакции напрямую между собой и без участия регулируемых посредников. Следовательно, своеобразная игра в кошки-мышки с регуляторами будет продолжена.

Andrew Asmakov

Добавить комментарий