Почему регуляторы проявили такое внимание к криптопроекту Facebook?

18 июня был опубликован white paper криптовалюты Libra — проекта, инициированного руководством социальной сети Facebook. Данный шаг стал «первой ласточкой» в потоке информации и мнений о запуске новой криптовалютой экосистемы. Так, например, Дэвида Маркуса, экс-главу PayPal, а ныне «правую руку» Марка Цукерберга по вопросам Libra, 16 июля ждут в Сенате США, где специально сформированная комиссия с пристрастием расспросит специалиста о деталях работы будущей криптовалюты. Разбираем ситуацию вокруг запуска криптовалюты Libra и предлагаем полную картину того, как на самом деле обстоят дела внутри проекта.

Нельзя простить утечку данных пользователей

Руководство социальной сети Facebook в последние полтора года находится под пристальным взглядом регуляторов: 10 апреля 2018 года начались слушания в Конгрессе США, на которых глава компании Марк Цукерберг ответил на вопросы, связанные с утечкой частной информации пользователей социальной сети. До сих пор конгрессмены не могут забыть скандал, связанный с исследовательской структурой Cambridge Analytica, из-за сотрудничества с которой личные данные порядка 90 миллионов пользователей Facebook могли оказаться доступны третьим лицам. Именно по этой причине 9 мая представители Комитета сената США по делам банков, жилищному и городскому хозяйству написали письмо, потребовав очередного появления Цукерберга на Капитолийском холме с разъяснением по сути того же вопроса: как будет устроена работа с данными пользователей криптовалюты Libra?

Facebook — «слишком большая компания»

Однако не только в этом вопросе заключается «ахиллесова пята» Facebook. 9 мая один из первых инвесторов в социальную сеть, Крис Хьюз, раскритиковал стиль управления организации, а также потребовал от регуляторов разделить ее на части, чтобы она не имела возможности «злоупотреблять своим лидерским положением на рынке», а также высказался за то, чтобы Цукерберг покинул компанию. Кстати, тот же аргумент привела и американский сенатор Элизабет Уоррен, которая открыто сомневается в том, что социальной сети можно доверять личную информацию.

О том, что Facebook стала «слишком большой и влиятельной», с тревогой заявил и сенатор Шеррод Браун, член Комитета по банкам, который подчеркнул, что «мы не можем позволить Facebook начать заниматься новой криптовалютой и работать со счетами, которые будут вестись в швейцарском банке, если все это не будет происходить под [нашим] наблюдением». Обеспокоен возможным расширением влияния социальной сети за счет Libra и сенатор Джош Холи.

Между тем 22 июня и бывший соратник Цукерберга, Крис Хьюз, заявил, что Libra «передаст слишком много власти от центральных банков корпорациям, которые становятся участниками Ассоциации Libra, развивающей проект из Женевы». При этом он подчеркнул, что одна из главных проблем — это то, что Facebook будет де-факто играть «первую скрипку» в этом проекте, который в итоге, как предрекает специалист, может грозить финансовой нестабильностью странам с развивающимися экономиками.

Libra больше не хочет быть глобальной и стать заменой фиата

Именно под таким шквалом критики и подозрений Facebook начинает свой проект. Хотя он назван «глобальным», представитель социальной сети заявил, что Libra не будет работать в тех странах, где криптовалюты не находятся в правовом поле. Это означает, что Facebook не будет продвигать Libra в России, пока не будет сформирована соответствующая юридическая база. 18 июня Анатолий Аксаков, глава Комитета по финансовому рынку Госдумы пояснил:

«Что касается использования криптовалюты Facebook в качестве платежного инструмента в России на данном этапе — мое мнение, что в нашей стране это будет запрещено».

Это не значит, что криптовалютам вообще не будет дан «зеленый свет»: о возможности разрешить в российском праве торговлю криптовалютами 21 июня заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.

Кроме того, Libra будет с большой степенью вероятности запрещена в Китае и Индии. К этому готовы авторы проекта. 21-25 июня на острове Некер, которым владеет миллиардер Ричард Брэнсон, проходит Blockchain Summit 2019, организованный Bitfury Group. В ходе встречи представителей блокчейн-индустрии руководитель отдела корпоративных связей проекта Libra Данте Диспарте отметил, что «если в конце июня следующего года наши кошельки, [которые будут работать с Libra], будут открыты хотя бы в паре стран, то это уже будет успех». И это здравая оценка, учитывая мнения регуляторов.

Джером Пауэлл, глава ФРС США, как и все его предшественники, осторожен в высказывании крайних точек зрения по всем вопросам, однако в ходе пресс-конференции 19 июня Пауэлл заявил, что цифровые активы находятсяв самом начале своего развития и что у них нет шансов заменить потенциальные стейблкоины от центральных банков (СBDC), а уж тем более — стать конкурентом для обычных денег. Кстати, и глава брендинговой политики Facebook Кристина Смидли сказала определенно:

«Libra не предназначена для того, чтобы заменить фиат, но вместо этого она, наоборот, увеличит [масштаб работы обычных денег]», таким образом как бы отвечая на ультимативное утверждение министра финансов Франции Бруно Ле Мара о том, что Libra «не должна стать заменой обычных денег».

Невыполнимые требования

Однако это изменение курса не спасает Libra от жесткого противодействия со стороны регуляторов. Так, Стивен Мнучин, министр финансов США, отметил, что если все сделки с Libra не будут верифицированы, то власти США запретят ее. По сути, Libra сталкивается с той же преградой, что и криптобиржи — с новым регулированием FATF, которое гласит: никаких анонимных сделок с криптовалютами. Возможно ли это выполнить в цифровом мире? Криптобиржи, которые торгуют криптовалютами, не уверены, что это может быть гарантировано на 100%.

20 июня сомнения в том, что Libra сможет выполнить все требования регуляторов, высказал и глава Резервного банка Австралии Филипп Лове. Кроме того, он не видит смысла в Libra, если «существующая электронная система платежей проводит сделки за пять секунд — достаточно знать номер мобильного телефона». О том, что у криптовалют, и в том числе у биткоина, нет перспектив стать альтернативой денег, говорится также в отдельном исследовании, которое было проведено австралийским финансовым регулятором и опубликовано 20 июня.

Более того, 21 июня глава Банка Англии Марк Карни на правах руководителя группы экспертов, которые готовят рекомендации по цифровой повестке для встреч представителей стран Большой семерки (G7), предупредил, что в своей попытке стать чем-то глобальным Libra столкнется с самым жестким регулятивным «ситом». Об этом же говорят и в континентальной Европе: глава ЦБ Франции Виллерой де Галхо заявил, что при G7 будет сформирована специальная группа, которая займется вопросом регулирования исключительно криптовалюты Libra. Он также отметил, что нужно принятие решений «на глобальном уровне», а уж потом доведение их до уровня каждой отдельной страны в мире.

Libra идет на попятную

Переполох среди регуляторов, скорее всего, вызвали громкие заголовки и смелые (на первых порах) заявления представителей Facebook о грядущем запуске криптовалюты Libra. Так, индийские СМИ написали, что представитель социальной сети сообщил им, что Libra будет «работать повсеместно», хотя последние заявления на этот счет более скромные. Также Facebook начала всячески дистанцироваться от идеи «главенства» в проекте. Примечательно, что именно в этом в Facebook видят доказательство того, что Libra будет «децентрализованной».

Кроме того, представители проекта Libra прямо заявляют, что отказываются от свойственной цифровым активам ограниченности предложения: объем эмиссии новой криптовалюты будет определяться спросом на нее. Что же это будет за криптовалюта на самом деле?

BIS: Libra не поменяет существующий статус-кво

Любопытный ответ на этот счет пришел со стороны Банка международных расчетов (BIS). В качестве реакции на поток новостей от Libra на сайте «банка для центральных банков мира», как называют BIS, появилась отдельная глава в годовом докладе за 2019 год. В ней говорится, что цифровая трансформация финансовых транзакций идет по двум направлениям:

  • Либо появляется электронная «надстройка» к обычным деньгам, то есть когда деньги получают помимо безналичной формы обращения еще и характеристику «электронные»;
  • Либо возникают «отдельные электронные деньги».

В обоих случаях это тесно связано с банковской системой, которая работает с центральными банками по фиатным деньгам и является основой для двух новых видов финансовых транзакций.

Таким образом, логика BIS, примененная относительно Libra, заключается в том, что проект будет лишь помогать переводить деньги, которые в конечном счете все равно будут храниться в обычных банках. То есть, перефразируя озвученную миссию Libra обеспечить доступ добропорядочных граждан к банковской системе, это означает, что участники проекта лишь организуют дополнительный канал доступа к тому, чтобы человек мог открыть счет в банке, перевести средства и воспользоваться прочими банковскими услугами.

При этом в BIS дали понять, что любая другая трактовка будущей роли Libra несет серьезные риски для финансовой стабильности банковского сектора, поэтому если таковые будут проявляться, то регуляторам нужно будет просто запретить хождение этой криптовалюты.

Под присмотром G7

Чтобы убедиться в том, что у Libra не будет не только намерения, но и даже возможности выйти за рамки дозволенного, за развитием проекта пристально следят представители политической элиты G7. Так, Максин Уотерс, возглавляющая влиятельный Комитет по финансовым услугам Палаты представителей США, выступила с требованием прекратить какие-либо движения по проекту, пока не будут даны соответствующие гарантии от его организаторов. Важно, как отметил член Европейского парламента от Германии Маркус Фербер, чтобы Facebook сам не превратился в «самопальный банк», то есть в кредитную организацию, не имеющую права на соответствующую деятельность.

В то же время в США газета The New York Times пишет, что есть еще одна проблема, которая волнует Вашингтон: Libra должна гарантировать, что криптовалюту не будут использовать лица, компании и страны с целью обойти санкции США. Кроме того, компания Facebook «слишком большая», чтобы регуляторы дали ей возможность превратить свои 2.4 миллиарда пользователей в клиентов банковской деятельности.

Команда проекта Libra всеми силами пытается изменить курс его развития, однако создавая «криптовалюту без криптовалюты и блокчейна», доступную лишь для некоторых стран, Facebook рискует произвести продукт, который в итоге «не взлетит». Есть также риск, о котором пишет The Wall Street Journal, что эта криптовалюта не будет востребована. И здесь понятен очень важный момент: если Libra не будет работать в США, то она не будет работать нигде, так как хоть Libra Association и цифровой кошелек Calibra базируются в Швейцарии, власти страны Альп не пойдут на то, чтобы конфликтовать с Вашингтоном. Возможно, для запуска такого проекта его команде стоило бы задуматься о том, чтобы базироваться в одной из стран, которые находятся под санкциями США и игнорируют догму Вашингтона. Тем более что на Петербургском международном экономическом форуме, например, в этом году был проявлен крайне высокий интерес к новому проекту Facebook.

Добавить комментарий