Внезапно: Биткойн не расточает энергию — часть 4
Продолжаем наш цикл статей, посвящённый анализу характеристик первой и крупнейшей в мире криптовалюты Биткойна. В первой, второй и третьей частях из серии мы пробовали сравнивать и сопоставлять Биткойн с существующим, но, судя по всему, не очень успешным устройством экономики и денег. Сегодня же давайте попытаемся проанализировать реальные затраты главной криптовалюты на электроэнергию. Действительно ли сегодня на майнинг BTC ежедневно тратится столько энергии, которой хватило бы на снабжение среднего размеру города?
Содержание публикации:
Оглавление
Продолжение следует…
Сколько раз вы слышали инструкцию по безопасности перед обычным полётом на пассажирском самолёте? Наверное, вы знаете её наизусть, но перед каждым взлётом экипаж инструктирует пассажиров, путешествующих с детьми, что сначала нужно надевать кислородную маску на себя и только потом на детей. Это противоречит инстинкту, но является самым разумным решением. Сначала нужно убедиться, что вы сами можете дышать, чтобы помочь ребёнку.
Тот же принцип применим к координационной функции денег в экономике и ресурсам, необходимым для защиты этой функции. Можно сформулировать инструкцию экипажа самолёта более философским образом: «Убедитесь в безопасности денежной массы, чтобы можно было продолжать координировать активность миллионов людей, строящих сверхсложные самолёты, благодаря которым вообще можно помыслить о проблеме безопасности полёта».
Мы к этому ещё вернёмся, но вы не сможете понять оправдание потребляемого Биткойном количества энергии без постижения той фундаментальной роли, которую деньги играют в координировании экономической активности и всего того, что мы принимаем как данность. Что такое деньги? Как они работают? Как они должны работать? Какова их функция в обществе? Не разобравшись с этими вопросами, невозможно постичь масштабы проблемы, которую пытается решить Биткойн. А без понимания проблемы издержки на её решение всегда будут казаться неоправданными.
Неравнодушные наблюдатели постоянно бьют тревогу из-за количества энергии, потребляемой сетью Биткойна. Эта обеспокоенность основана на идее о том, что энергия, потребляемая сетью Биткойна, могла бы использоваться более продуктивно, или что это просто плохо для окружающей среды. При этом игнорируется критическая важность потребления Биткойном энергии. В долгосрочной перспективе, быть может, нет более важного применения энергии, чем обеспечение безупречности денежной сети – в данном случае сети Биткойна. Но это не мешает тем, кто не понимает суть проблемы, бить тревогу.
«Фундаментально расточительный характер майнинга Биткойна означает, что простого технологического решения ждать не приходится». – The Guardian
«В контексте изменений климата, свирепствующих лесных пожаров и бьющих все рекорды ураганов стоит задать себе неудобные вопросы об экологическом воздействии Биткойна». – Vice Media
Потребление энергии Биткойном
Выполнение этой работы требует огромной вычислительной мощности, предоставляемой майнерами со всего света, работающими круглосуточно и без выходных. Эта вычислительная мощность требует энергии. В частности, при текущей вычислительной мощности около 95 экзахешей/сек сеть Биткойна потребляет примерно 7-8 ГВт электричества, стоимость которого составляет ~$9 млн в день (или ~$3,3 млрд в год) при цене 5 центов за 1 кВт⋅ч (грубая оценка). Сеть Биткойна потребляет столько энергии, сколько примерно 6 млн американских домохозяйств. Да, это немало энергии, но она защищает и поддерживает сеть Биткойна.
- Значительная часть потребляемой Биткойном энергии генерируется за счёт возобновляемых ресурсов.
- Биткойн способствует инновациям в сфере возобновляемой энергии.
- Биткойн потребляет энергию, которая в противном случае расточалась бы или выбрасывалась в атмосферу.
- Биткойн потребляет лишь столько энергии, сколько может допустить свободный рынок по свободно-рыночной цене.
- Биткойн потребляет энергетические ресурсы, разработка которых в противном случае была бы нерентабельной.
- Природа энергетического спроса Биткойна улучшит эффективность энергетических сетей.
Данные аспекты помогают перечислить причины, почему мнение о том, что потребление Биткойном энергии обязательно расточительно или плохо для окружающей среды, на практике несостоятельно. Тем не менее такие издержки невозможно оправдать без понимания масштабов денежной проблемы, которую Биткойн пытается решить. Биткойн представляет решение системных проблем наших старых денежных механизмов, и его функционирование зависит от потребления энергии. Экономическая стабильность зависит от функции денег, и Биткойн предоставляет более твёрдую денежную систему. Именно поэтому нет более важного долгосрочного применения энергии, чем обеспечение безопасности сети Биткойна. Поэтому, вместо того чтобы рассматривать отдельные контраргументы мейнстримному взгляду, лучше сосредоточиться на основополагающей проблеме: проблеме денег и глобального количественного смягчения.
Функция денег
иллюстрации: БитНовости
Проблема денег колоссальна, хотя большинство её не признаёт. Большинство людей ощущают её в своей повседневной жизни, но не могут определить главную причину. Они работают всё больше, погрязают в долгах и по-прежнему едва сводят концы с концами. Должно быть какое-то решение, но чтобы его найти, нужно сначала увидеть и понять проблему. А проблема связана с нашими деньгами, и её влияние пронизывает всё общество.
Не углубляясь в детали того, что такое деньги (прочитайте «Краткую историю денег» или статью Ника Сабо «История происхождения денег»), можно дать упрощённое описание их функции в обществе. Деньги – это товар, способствующий экономической координации сторон, у которых в противном случае не было бы оснований для координации. Попросту говоря, это товар, позволяющий обществу функционировать, а также позволяющий нам накапливать капитал, улучшающий нашу жизнь и принимающий разные формы для разных людей. Говорят, что деньги – корень всех зол, но Хайек в «Дороге к рабству» более адекватно описывает их как агента свободы.
«Деньги – один из величайших инструментов свободы, когда-либо изобретённых человеком». – Ф. А. Хайек «Дорога к рабству»
А если точнее, деньги – это товар, делающий возможными специализацию и разделение труда. Они позволяют индивидам преследовать собственные интересы. С их помощью индивиды сообщают миру о своих предпочтениях, будь то в работе или в досуге, что создаёт «спектр выбора», который мы принимаем как данность. Наша современная экономика построена на фундаменте свободы, предоставленном деньгами, но конечный результат – это очень сложная и специализированная система.
Чтобы упростить концепцию, Милтон Фридман объясняет, как ни один человек самостоятельно не сможет создать обычный графитовый карандаш. Он говорит о требуемом дереве, о пиле, нужной, чтобы его срезать, о стали, из которой изготовляется пила, о железной руде, из которой получают сталь, о графите, о каучуке, из которого делают резинку, о латунном кольце, о жёлтой краске, о клее и т. д. Он объясняет, как изготовление обычного карандаша требует координирования и сотрудничества тысяч людей, разговаривающих на разных языках, исповедующих разные религии и, возможно, даже ненавидящих друг друга. Он также объясняет, что их сотрудничество возможно благодаря ценовой системе и экономическому товару, который мы называем деньгами.
Абстрагируясь от карандаша, подумайте теперь о сложности современной экономики. От автомобилей до самолётов, интернета, мобильных телефонов и даже вашего локального супермаркета. Современные цепочки поставок настолько сложны и специализированы, что для выполнения этих базовых функций требуется координирование миллионов людей. Организация всей этой активности, на которой держится глобальная коммерция, возможна только благодаря функции денег.
Наглядный пример: Венесуэла
иллюстрации: БитНовости
Венесуэла представляет наглядный пример важнейшей роли денег в экономическом координировании и дисфункции, возникающей при несостоятельности денежного товара. Венесуэла – одна из самых богатых на нефть стран мира, но недавно венесуэльская валюта пережила гиперинфляцию. С обесцениванием валюты базовые экономические функции нарушились настолько, что купить еду или получить медицинскую помощь стало непросто. Это полномасштабный гуманитарный кризис, в корне которого лежит то, что у Венесуэлы больше нет стабильной валюты, чтобы координировать экономическую активность и производить товары, необходимые для торговли в глобальной экономике.
Как это связано с Биткойном и потреблением энергии? Венесуэла – богатая на энергию страна, и нефть была и остаётся её главным экспортным продуктом, или скорее товаром, который ей нужно производить, чтобы торговать. И несмотря на это венесуэльская нефтедобыча падает.
Катастрофическая ситуация в Венесуэле – следствие экономического ухудшения, вызванного гиперинфляцией нестабильной валюты. Денежное обесценивание искажает ценовые механизмы валюты, что порождает экономический дисбаланс. С ухудшением экономического координирования сложные цепочки поставок нарушаются, что ведёт к спаду предложения реальных товаров (например, продуктов на полках магазинов, нефтедобычи и т. д.) и создаёт дисбаланс спроса и предложения. Когда создаётся всё больше денег, реальные товары стают дефицитными в сравнении с денежной массой, что ведёт к нарушению функции денег. Люди не мотивированы держать валюту, так как реальные товары становятся всё более и более редкими, и предпочитают как можно скорее от неё избавляться, покупая товары первой необходимости, что ведёт к гиперинфляции валюты. Таким образом, денежные манипуляции ведут к ухудшению экономики.
Актуальность для развитых стран
Комфортно себя чувствующие жители развитых стран, глядя на Венесуэлу, могут подумать: «Здесь подобное не случится». Но при этом игнорируются самые базовые принципы. Рыночная структура венесуэльского боливара или аргентинского песо идентична структуре доллара, евро или иены. Возможно, Федеральная резервная система (ФРС), Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Банк Японии лучше управляют стабильностью (пока), но это не меняет того факта, что основа всех фиатных валютных систем одна и та же.
: Федеральный Резервный Банк Сент-Льюиса
Если рассмотреть пример США, то ФРС увеличила денежную базу со $180 млрд в 1984 г. до $4,2 трлн на пике после третьего раунда количественного смягчения, т. е. в 23 раза. Ввиду характера кредитной экономики ФРС, вызванное этим обесцениванием экономическое искажение происходило постепенно (см. здесь), пока внезапно не наступил финансовый кризис. И вследствие масштабного количественного смягчения, понадобившегося, чтобы «облегчить» кризис, США ещё дальше зашли в том же направлении. Если вы считаете, что западные страны не находятся в шаткой ситуации или имеют не такие денежные основания, как в Венесуэле, то я бы, со всем уважением, указал на нулевых пациентов: ФРС, ЕЦБ и Банк Японии. Часто вера в эти институты слепа к базовым принципам и здравому смыслу, но прочитайте следующие слова экономиста ФРС, сказанные после финансового кризиса, когда ФРС находилась в процессе создания 3,6 трлн новых долларов в рамках количественного смягчения:
«Хотелось бы подчеркнуть, что я считаю, у нас есть большие пробелы в понимании взаимодействия финансового сектора и реальной экономики». – Дэвид Уилкокс, экономист ФРС (август 2011 г.)
Не предвзятый взгляд на историю демонстрирует дурной нрав тех, кому доверено центральное управление нашими экономиками. Несмотря на признание больших пробелов в понимании последствий их действий в отношении реальной экономики, реакцией было продолжение той же политики, только в больших масштабах, в ожидании другого результата – это по определению безумие. Перед нами стоит выбор из двух резко контрастирующих вариантов: а) центрально планируемая валюта, по умолчанию теряющая стоимость; или б) децентрализованная валюта с фиксированным предложением. Второй вариант имеет издержки в виде потребления энергии, но его положительным следствием будет долгосрочная экономическая стабильность.
Экономическая стабильность через потребление энергии
На минутку проигнорируйте ваш утренний кофе и подумайте о самых базовых потребностях: чистая вода, гигиена, лекарства, здравоохранение и т. д. Координирование ресурсов для удовлетворения этих базовых потребностей зависит от функционирующей денежной системы. Когда денежная система выходит из строя, с ней начинает рушиться социальное координирование и даже сама социальная структура. Если основа всякой торговли – энергия и если мы нуждаемся в деньгах для координирования торговли, то первостепенное и лучшее использование энергии – это защита денежной системы. Сначала нужно надеть кислородную маску и только тогда заботиться об окружающих. Сначала нужно обеспечить фундамент торговли и только тогда фокусироваться на всех производных.
Опасения из-за потребляемого Биткойном количества энергии отвлекают внимание от главного. Речь не идёт о том, чтобы жертвовать электричеством, которое могло бы освещать дома. У нас не будет электричества для освещения этих домов без надёжной денежной системы, координирующей экономическую активность и упорядочивающей ресурсы. На практике Биткойн не будет конкурировать за те ресурсы, которые обеспечивают базовые производственные и потребительские функции экономики (это не игра с нулевой суммой). Вместо этого функцией Биткойна как валютной системы будет обеспечение того, чтобы эти энергетические потребности продолжали удовлетворяться.
Для общества будет плохо, если другие страны повторят экономическую и гуманитарную катастрофу Венесуэлы, где невозможно надёжное удовлетворение медицинских и социальных потребностей. И суть не в том, чтобы описать суровую картину антиутопического будущего, а в том, чтобы донести важность и взаимосвязанность денежной и энергетической функций в сложной, специализированной экономике.
«Если удастся предотвратить хотя бы один случай гиперинфляции вроде произошедшей в Венесуэле, энергопотребление Биткойна будет лучшей сделкой за всю историю человечества». – Сейфедин Аммус, «The Bitcoin Standard Research Bulletin»
Биткойн представляет собой резервный переключатель текущей архитектуры глобальной финансовой системы, которой скоро станет её главным двигателем. Даже не учитывая системные риски, от которых сейчас страдает наша финансовая система, Биткойн изначально представляет собой более прочную денежную систему. И безопасность этой системы обеспечивается производством и потреблением энергии. Не обязательно верить, что доллар ждёт участь венесуэльского боливара, чтобы признать значимость и взаимозависимость денежной функции и производства энергетических ресурсов, обеспечивающих удовлетворение базовых экономических потребностей. И риски, присущие даже вероятности гиперинфляции, настолько отрицательно асимметричные, что издержки энергопотребления Биткойна сравнительно небольшие.
Биткойн будет потреблять столько энергетических ресурсов, сколько нужно для обеспечения безопасности его денежной сети, причём главным движителем является спрос на BTC как валюту. Чем больше людей будут ценить предоставляемую Биткойном долгосрочную стабильность, тем больше он будет потреблять энергии. В конечном счёте, это потребление будет гарантировать продолжение удовлетворения всех других потребностей в потреблении энергии. Именно поэтому нет более важного долгосрочного применения энергии, чем обеспечение безопасности сети Биткойна. На кону стоит экономическая стабильность и свобода, предоставляемая устойчивой денежной системой – вот подлинное оправдание количества энергии, которую Биткойн должен и будет потреблять.
Всё остальное – это лишь отвлечение внимания.
Не забывайте читать БитНовости, – у нас впереди ещё много интересных размышлений на этот счёт.
- Крупные держатели Ethereum переместили $357 млн всего за несколько минут - 14.03.2023
- Биткоин и эфир прибавляют на фоне активизации азиатских и европейских трейдеров - 14.03.2023
- Glassnode выпустили индикатор, определяющий пики и дно биткоина - 13.03.2023
- Нигерия задействует технологию блокчейн в модернизации банковского сектора - 13.03.2023
- Гендиректор Messari призывает инвесторов покупать биткоины - 13.03.2023