Введение в блокчейн и криптовалюты для начинающих

Технология блокчейна, ранее популярный предмет дискуссий среди IT-специалистов – или самых заядлых гиков, – недавно стала темой разговоров относительно широкого круга людей. Когда речь заходит о блокчейне, встаёт следующий вопрос: фокусируетесь ли вы на технических аспектах этой инновационной, революционной технологии, или же в массовом принятии блокчейна должна лидировать бизнес-сторона организаций?

Многие традиционные СМИ затрагивали эту тему, но слишком часто в поверхностной и искажённой манере, смешивая её с горячей темой впечатляющего роста криптовалют, за которым последовал типичный послеажиотажный обвал стоимости биткойна. В 2017 г. Биткойн овладел общественным воображением, становясь всё более и более популярным в инвестиционных портфелях. Положительным следствием предвзятого внимания, полученного Биткойном в 2018 г., было привлечение большего внимания к лежащей в его основе технологии блокчейна.

Если посмотреть на число компаний, запустивших в 2018 г. инициативы, связанные с блокчейном, то оно существенно превосходит ситуацию 2017 г., когда началась фаза ажиотажа. Сейчас интересное и волнительное время для тех, кто только приобщается к этой технологии, но нелегко понять, на чём в первую очередь фокусироваться, поскольку блокчейн имеет много разветвлений.

Блокчейны

В начале 2017 г. чаще всего говорили о том, что предприятиям будет сложно использовать блокчейн, потому что это публичная платформа, где любой может получить доступ к вашим транзакциям. Когда приобщаешься к пространству блокчейна, то начинаешь видеть, что оно развивается быстрее, чем кажется. Мне нравится говорить: «Блокчейн движется со скоростью быстрой улитки». В конце 2017 г. платформа Hyperledger привлекла внимание к частным блокчейнам, а в середине 2018 г. мы начали слышать об эксклюзивных, гибридных и федеративных блокчейнах. Сейчас возможно использование следующих блокчейнов:

Публичные

Это первоначальный тип блокчейна, на котором построен Биткойн. Он позволяет проводить пиринговые (P2P) транзакции, причём доступ открыт для всех лиц и компаний.

Частные

Позволяют определять, кто имеет доступ к транзакциям. Большинство компаний могут видеть целесообразность в таких платформах, учитывая то, как они на данный момент функционируют, не раскрывая свои данные третьим лицам.

Эксклюзивные

Похожи на частные и позволяют выбирать, кто может присоединиться к сети, что даёт более жёсткий контроль над транзакциями.

Гибридные

Сочетают преимущества публичных и частных: данные остаются приватными, но могут храниться в публичном блокчейне.

Федеративные

Имеют более строгий контроль и высокий уровень приватности, но также лучшую прозрачность и подотчётность.

Менее чем за год появилось 4 усовершенствования блокчейна, обращающихся к проблемам и опасениям, которые возникали у людей, задумывавшихся об использовании этой технологии. Блокчейн также ассоциируют с технологиями цифрового реестра: и то, и другое – это технологии цифровых баз данных, только в них используются разные процессы для валидации попадающих в реестр транзакций.

Несмотря на быстрый прогресс, блокчейн встречался с вызовами, в основном поступавшими от тех, кто хотел фокусироваться только на том, что можно было услышать о криптовалютах/токенах и о происходящем на рынке. Тем не менее даже в этом пространстве за последний год произошёл прогресс в плане превращения криптовалют в средство сбережения.

Криптовалюты

Не будем слишком фокусироваться на том факте, что «криптовалюта» не совсем подходящий термин, так как на данный момент цифровым деньгам недостаёт как минимум двух из трёх характеристик, свойственных валютам (средство сбережения, единица меры и средство обмена). Однако стоит сосредоточиться на значении самого слова «криптовалюта». Так называют всё, что обладает стоимостью и чем можно обмениваться в зашифрованном виде без необходимости полагаться на посредников. Данное определение не затрагивает конкретные характеристики, так как оно применимо и к монетам, и к токенам – подвидам криптовалют.

Монеты

Большинство монет на рынке – результат форков (расколов) блокчейна Биткойна. Каждая монета имеет собственный блокчейн и протокол, который может использоваться только в этом блокчейне.

Токены

Токены – это цифровая репрезентация активов (токенизированные ценные бумаги) или функций (утилитарные токены), эмитируемая децентрализованными приложениями (dApp), обычно построенными на существующем блокчейне. В отличие от монет, необходимости создавать новый блокчейн нет. По сути, благодаря использованию шаблонов, базирующихся на основном блокчейне, токены можно выпускать значительно проще и быстрее, чем обычные монеты. Стандартный протокол (шаблон), как правило, использует блокчейн Эфириума, поэтому 85% токенов генерируются с помощью его платформы (ERC20).

Начиная с 2016 г. можно было часто услышать о первичных предложениях токенов (ICO), рассматриваемых как новый, альтернативный способ привлечения частного финансирования для инновационных бизнесов. ICO – это всего лишь «обещание» вернуть собранный капитал в виде токенов. Условия запечатлены в цифровом виде в смарт-контракте и, как правило, описаны в whitepaper, который бизнес публикует, чтобы привлечь инвесторов. Следует провести различие между разными видами токенов:

Токенизированные ценные бумаги

Представляют собой инвестиции в реальные физические активы, долевое участие в компании, потоки дохода или право на дивиденды или процентные выплаты. Если говорить об экономической функции, то эти токены аналогичны акциям, облигациям или деривативам. Следовательно, токенизированные ценные бумаги – это цифровые активы, подпадающие под правила финансового регулирования. В юридическом смысле они представляют собой сочетание цифровых активов (токенов) и традиционных финансовых продуктов. Можно сказать, что это просто новая технология, совершенствующая то, что уже существовало ранее. Если криптовалюты, такие как Биткойн и Эфириум, иногда называют «программируемыми деньгами», то токенизированные ценные бумаги можно считать «программируемым имуществом». Это значит, что любой актив может быть (и, вероятно, будет) токенизирован (публичные и частные акции, долги, недвижимость и т. д.).

Утилитарные токены

Эти токены не подпадают под текущее регулирование в сфере ценных бумаг, так как, помимо торговли на рынках, они имеют конкретное применение в пределах платформы.

Поскольку порядок генерирования и выпуска токенов установлен заранее и объяснён в whitepaper, они, в отличие от монет, не требуют майнинга, выполняемого участниками сети.

Одно из главных преимуществ блокчейна, помимо Биткойна, – это смарт-контракты. В конце 1990-х известный криптограф Ник Сабо изобрёл этот термин, чтобы объяснить новую разновидность цифровых контрактов, которые можно заключать с неизвестными людьми через интернет. Технология блокчейна позволила воплотить это на практике, что стало ключевым фактором в возможности для людей и организаций исключить третьи стороны в определённых транзакциях.

Смарт-контракты, главным образом, представляют собой код, хранящийся на платформе блокчейна и автоматически исполняемый на основе предварительно заданных, согласованных правил. Когда выполняются условия этих предзаданных правил – например: «если… то…», – контракт автоматически исполняется, давая предварительно согласованный результат. В числе ключевых свойств смарт-контрактов их автоматическая верификация и исполнение, а также невозможность изменения или манипуляции благодаря связи с технологией блокчейна.

Если взглянуть на отрасли с высоким уровнем регулирования или с потребностью в контрактах или участии третьих сторон, такие как страхование, финансы, здравоохранение и правовой сектор, то смарт-контракты способны решить многие их проблемы, связанные с эффективностью. Возможность использовать смарт-контракты позволяет компаниям предоставить своим клиентам большую выгоду и экономию. Существует целый ряд блокчейн-платформ, хорошо подходящих для создания смарт-контрактов, но наибольшей известностью пользуется Эфириум со своими токенами ERC20.

Вызовы смарт-контрактов

В настоящее время смарт-контракты – самое известное применение блокчейна, с которым знакомятся предприятия, однако на этом раннем этапе существует ряд вызовов:

Кривая принятия

Всё ещё нужно преодолеть различные препятствия, существующие в бизнесе.

Кривая обучения

Многие бизнес-роли нуждаются в изменениях.

Стандартизация

Каждая отрасль должна принять надлежащие стандарты, лучше всего соответствующие её потребностям.

Конфиденциальность данных

Согласование смарт-контрактов с Общим регламентом по защите данных (GDPR).

Человеческие ожидания

Чрезмерное возбуждение в связи с возможностями, которые способны предоставить смарт-контракты.

Блокчейн может иметь и другие применения, в частности, связанные с dApp, которые могут дать много преимуществ, но также имеют свои вызовы, обусловленные новизной технологии.

dApp – это сокращение от «decentralized application» (децентрализованное приложение): программное обеспечение, созданное с помощью смарт-контрактов, которые соединяют блокчейн Эфириума или любую другую подходящую платформу с программно-аппаратной стороной приложения. Разработчики dApp пишут ряд смарт-контрактов, которые задают общие функции приложения. На данном этапе невозможно создать сложное приложение, сохранив при этом добавленную стоимость децентрализации, из-за ряда технических ограничений, основные среди которых следующие:

Число транзакций в секунду

Биткойн в среднем позволяет обрабатывать 5-7 транзакций в секунду, а Эфириум – 12. Для сравнения: сеть Visa поддерживает до 1200 транзакций в секунду, а такое простое приложение, как Facebook, – больше 1 000 000.

Комиссия за транзакцию

Транзакция Биткойна обходится примерно в $2-7, а транзакция Эфириума без смарт-контракта – в $0,3-0,8, и такие издержки явно неприемлемы для приложения, которое хочет обрабатывать миллионы транзакций в секунду.

Узкие места

Фундаментальная проблема заключается в том, что все приложения работают в одной и той же сети, что ведёт к периодам перегрузки, когда число транзакций может вырасти в 10 раз, и, как следствие, к повышению комиссий и «зависанию» транзакций.

Чтобы решить проблему ограничений, связанных с числом транзакций в секунду и комиссиями, при этом по-прежнему гарантируя безопасность, были разработаны такие решения, как сеть Raiden для Эфириума и сеть Lightning для Биткойна. Позволяя установить приватную и распределённую связь между несколькими пользователями, где только первая и последняя транзакция валидируются в блокчейне, эти решения особенно полезны для микроплатежей и хранения данных о действиях между несколькими менее значимыми участниками.

Ещё одно решение проблемы масштабируемости, продвигаемое командой Эфириума, называется Ethereum Plasma и состоит из протокола для децентрализации федеративных блокчейнов. Федеративные блокчейны, отличающиеся от других типов тем, что функционируют под управлением группы, в основном используются во внутренних протоколах компаний и являются бесконечно масштабируемыми, но в то же время централизованными, так как полагаются на ограниченное число выбранных и неанонимных валидаторов.

Plasma предоставляет разработчикам возможность создать и кастомизировать собственный частный блокчейн с помощью смарт-контракта, с криптовалютой и федеративными валидаторами или без них, но с сохранением контроля качества, предлагаемого публичным блокчейном Эфириума, создавая этим самым параллельную офчейн-модель, где Эфириум выступает своего рода «верховным судом», а частный блокчейн – «государством».

В прошлом технология блокчейна, лежащая в основе криптоактивов, переживала экспоненциальный рост, определяемый спросом на разработку первого поколения децентрализованных приложений. Этот сценарий привёл к рождению множества проектов второго поколения, ориентированных как на тестирование новых и масштабируемых методов валидации, как в случае Casper, NEO или EOS, так и на тестирование новых приложений блокчейна, фокусирующихся на реальных применениях, таких как интернет вещей, большие данные, хостинг и т. д.

В свою очередь, это привело к концепции третьего поколения в блокчейне: интероперабельности. Интероперабельность, реализуемая такими проектами, как AION, Polkadot, Cosmos и ICON, позволяет приложениям взаимодействовать с несколькими блокчейнами, что открывает путь к первому реальному поколению сложных децентрализованных приложений, способных для каждой требуемой функции выбирать наиболее эффективный блокчейн и использовать его в конкретном случае без риска возникновения узких мест или сетевых дефектов. Интероперабельность ведёт к тому, что мы предпочитаем называть «блокчейн как микросервис», поскольку мы теперь можем структурировать современные приложения, разделив их на множество специализированных и взаимозаменяемых микросервисов. Точно так же первое поколение децентрализованных приложений продолжит использовать технологию блокчейна, постоянно катализируя инновации и стимулируя дальнейшие исследования её эволюции, гарантируя возможность масштабирования без ущерба эффективности валидации данных.

На протяжении многих лет, когда появлялась какая-нибудь новая или инновационная технология, как правило, центральную роль в освоении её компаниями, чтобы воспользоваться её преимуществами, играли IT-отделы. Блокчейн вносит изменения в этот подход, и одно из препятствий заключается в том, что компаниям трудно осознать, что это больше затронет бизнес-сторону, где понадобится больше изменений, чем в IT.

В отчёте консалтингового агентства Deloitte «Блокчейн: загадка, парадокс, возможности» говорится:

«По оценке, блокчейн – это примерно на 80% изменения в бизнес-процессе и на 20% – техническая реализация. Это значит, что нужен более креативный подход, чтобы понять возможности и то, как всё должно измениться».

Для многих менеджеров высшего звена эта идея о том, что бизнес для освоения новой технологии нуждается в существенных изменениях, представляет вызов. Необходим сдвиг в представлениях о том, как компании должны подходить к использованию этой технологии, поскольку это изменит модели бизнеса и управления, а также существующие стратегические планы. Компаниям, которые ещё не задумались о внедрении мышления цифровых трансформаций, следует обратить на это внимание, если они собираются освоить технологию блокчейна.

Многие всё ещё предпочитают фокусироваться лишь на функционале и свойствах блокчейна, не идя дальше. Если же внимательнее рассмотреть то, в чём именно должен произвести революцию блокчейн, то это заставит сосредоточиться на бизнес-стороне организаций и на их адаптации к новым способам ведения бизнеса при всё большем принятии блокчейна по всему миру.

При всех тех преимуществах, которые блокчейн принесёт бизнес-стороне, компаниям также стоит изучить возможности использования другой его стороны – криптовалют и токенов. Эта сторона способна ускорить учёт доходов и упростить обработку финансовых транзакций.

Всё больше внимания получает такой вариант обмена капиталом, как предложение токенизированных ценных бумаг (Security Tokens Offering, STO). Это способ использования этой технологии компаниями с лучшим регулированием, чем прежде. При $15 млрд собранных по всему миру средств, ICO, как правило, нерегулируемы, и поэтому те, кто покупает их токены, подвергаются существенному риску. Высокий риск, связанный с отсутствием регулирования, привёл к появлению нового тренда: STO. Если вы считаете токенизированные ценные бумаги нишевым рынком, то вы ошибаетесь! Хотя они более ограничены, чем криптомонеты, рынок токенизированных ценных бумаг быстро растёт и постоянно развивается. Такие токены обладают многими характеристиками традиционных финансовых продуктов, но главное различие в том, что они токенизированы и управляются посредством смарт-контрактов на блокчейн-платформе.

Эти инновации предоставляют возможность модернизировать систему эмиссии и обмена традиционных ценных бумаг. Токенизированные ценные бумаги представляют совершенно новый и более эффективный способ сбора и распределения капитала. Эффективность токенизированных ценных бумаг, главным образом, связана с устранением посредников и автоматизацией процесса благодаря смарт-контрактам. Однако технологическая инфраструктура, лежащая в основе создания таких цифровых ценных бумаг, делает возможным широкий спектр инноваций, многие из которых всё ещё не исследованы. В их числе программируемые ценные бумаги, определённо представляющие одну из самых актуальных возможностей, предлагаемых токенизацией. В данном случае определённые права, связанные с такими цифровыми ценными бумагами, такие как право на дивиденды (например, ежемесячные) или право голоса, непосредственно программируются в самой ценной бумаге и автоматизируются. Кроме того, благодаря технологии блокчейна право собственности на токенизированные ценные бумаги после занесения в децентрализованный реестр становится непреложным и неоспоримым. Это также позволяет мгновенно передавать ценные бумаги от одного владельца к другому с относительно низкими издержками. Издержки на эмиссию, обмен, страхование, отчётность и соблюдение законодательства можно существенно сократить благодаря автоматизации этих процессов.

Всё это также позволяет разделить крупные инвестиции на меньшие единицы, делая возможным совместное инвестирование. Наконец, благодаря технологии децентрализованного реестра все операции, связанные с токенизированными ценными бумагами, прозрачны, что усложняет манипуляцию и коррупцию. Процесс токенизации можно применить ко многим категориям активов, чтобы увеличить ликвидность неликвидных на данный момент секторов и предложить новые возможности инвестирования для мелких инвесторов. Помимо физических и неосязаемых активов, таких как патенты, активы, которые вскоре могут быть представлены токенизированными ценными бумагами, включают доли акций и дивидендов, а также индивидуальные продукты компаний, государственные облигации, биржевые фонды, инвестиционные фонды недвижимости и индексные фонды.

С социологической и философской точки зрения, использование технологии блокчейна требует от нас изменить наши представления об отношениях между разными сторонами: речь больше идёт не об общественном договоре, а о доверии коду, регулирующему транзакции, совершаемые сторонами. Это подводит нас к слепой вере в технологическую эффективность блокчейна, что ещё на один шаг приближает нас к тому, что предсказывал Лоуренс Лессиг в книге «Код и другие законы киберпространства»: код есть закон. В описываемом им киберпространстве код становится единственным правилом, которому нужно следовать, даже если до конца его не понимаешь. Те, кто испытывает особый энтузиазм насчёт блокчейна, даже считают, что эта технология может вдохновить создание новых форм правления, совершенно надёжных и прозрачных, что вызовет сдвиг политической парадигмы от конкуренции к сотрудничеству партий и перераспределение производимой экономической стоимости.

Однако сейчас всё ещё нужно решить много проблем, как с правовой, так и с инфраструктурной точки зрения. Риск оказаться в итоге в хаотической ситуации с множеством фрагментированных блокчейнов всё ещё очень высок, что может разрушить идиллическую мечту криптоэнтузиастов о распределённой экономической системе, построенной на децентрализованной сети.

Добавить комментарий