Закон «О виртуальных активах» регулирует криптовалюту в Украине

Проект закона «О виртуальных активах (ВА)» будет рассмотрен до конца текущей сессии Верховной Рады Украины. Его финальная версия значительно отличается от предыдущей.

Какие изменения сумели отстоять участники криптовалютного рынка Украины и смогут ли владельцы биткоина свободно обменивать BTC на фиат?

На вопросы ForkLog ответили автор законопроекта, глава межфракционного объединения Blockchain4Ukraine Алексей Жмеренецкий, глава группы советников Blockchain4Ukraine Константин Ярмоленко, управляющий партнер Juscutum Артем Афян и партнер Arzinger Екатерина Олейник.

ForkLog: В финальном варианте законопроекта значительно сокращен понятийный аппарат: исчезли отдельные определения «биржи», «токена» и «стейблкоина». С чем это связано?

Blockchain4Ukraine: Сокращение количества терминов связано с нашим пониманием того, что рынок всегда развивается быстрей, чем нормативная база, и мы не хотим вписывать в законопроект технологические определения, которые к концу этого года просто устареют.

ForkLog: Почему не прописаны определения «майнера» и «майнинга» в этом законопроекте?

Juscutum: Этот термин для целей регулирования не нужен. Существующих положений достаточно, чтобы майнинг получил комфортное налоговое законодательство и при этом не попал под риски двойных трактовок. Также исходили из того, что майнинг – не универсальный способ первого получения ВА.

Blockchain4Ukraine: Мы придерживаемся мнения, что для быстрого запуска майнинга важно изменить классификацию этого вида экономической деятельности с «Других видов денежного посредничества» на «Обработку данных…»

ForkLog: Каким образом будет фиксироваться владение ВА в «системе оборота ВА»?

Juscutum: Это зависит от правил системы оборота ВА. Эти правила имплементируют формулу code is the law. В законе есть базовые правила определения статуса ВА по владению приватным ключом, но закон также указывает, что во внимание должны приниматься правила работы системы. Это гибкое и универсальное положение.

ForkLog: Почему в документе не прописаны «юридические последствия распоряжения» необеспеченными ВА, к которым среди прочих относится биткоин?

Juscutum: Необеспеченные ВА не имеют жесткого регулирования. Это именно то, о чем просило профильное сообщество. Законодатель не пишет правила, по которым должен обращаться биткоин, а только налоги и правила профессиональной деятельности на этом рынке.

ForkLog: Почему было решено отказаться от пункта о фактическом местонахождении ВА?

Juscutum: Попытка применить к ВА термин «местонахождение» не имеет смысла. Законопроект регулирует права и обязанности участников рынка, а ВА расположен в виртуальном пространстве, куда юрисдикция Украины напрямую не распространяется. Привязка ВА к территории – это искусственная конструкция.

Arzinger: Данная норма вызывала дискуссии у участников рабочей группы и групп экспертов на протяжении всего хода подготовки законопроекта. С одной стороны установить фактическое местонахождение ВА невозможно ввиду специфической природы и формы существования ВА, с другой – для правоприменения это может играть большую роль.

В ряде юрисдикций вопрос местонахождения ВА решен нормативно, поскольку необходимо определить место рассмотрения иска «против имущества», а не «против лица», и место исполнения судебных решений, соответственно.

В нашей ситуации, оставляя эту норму «за бортом», группа экспертов исходила из того, что:

а) обращение в суд по общим правилам территориальной подсудности происходит по местонахождению ответчика, а не имущества;
б) с запуском рынка ВА может возникнуть запрос на комплексное регулирование судебной защиты прав на виртуальные активы, что будет предметом отдельного закона или пакета законов, которые, возможно, внесут изменения в процессуальные кодексы, и вопрос местонахождения для этих целей должен решаться именно в этом контексте.

ForkLog: Из терминологии об участниках рынка ВА исчезло слово «квалифицированные». С чем это связано? Позволит ли это получить доступ к этой деятельности более широкому кругу лиц?

Blockchain4Ukraine: В рекомендациях FATF от июня 2019 речь идет о VASP – virtual assets service providers – поэтому слово «квалифицированный» не нужно. Все, кто не выполняют критерии поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА, ими не являются.

ForkLog: Согласно законопроекту, обменом ВА не считается обмен в собственных интересах. Поясните.

Blockchain4Ukraine: Регистрироваться как поставщик нужно только тогда, когда имеется ряд признаков, а именно:

1) это должна быть предпринимательская деятельность (в классификации FATF – as a business);
2) физическое или юридическое лицо должно предоставлять этот сервис (в данном случае сервис обмена ВА/фиат или ВА/ВА) для третьих лиц.

Все остальные не подпадают под определение данного законопроекта как поставщики и не должны проходить регистрацию в Минцифры.

Arzinger: Концепция законопроекта разделяет обмен ВА в интересах третьих лиц как вид коммерческой деятельности и обмен ВА, которые выполняется в собственных интересах. В данном случае для квалификации действий, как мы ожидаем, будет применяться комплексный подход, которые предполагает анализ системности, продолжительности и способа предложения/обмена ВА, а также других факторов.

Самое главное – если физическое или юридическое лицо приобретает и продает ВА от своего имени, а в его деятельности отсутствуют признаки деятельности «обменника», регистрироваться в качестве поставщика услуг не нужно.

ForkLog: Минцифры получает возможность рассматривать дела о нарушении законодательства про оборот ВА? Не будет ли министерство подменять собой суд?

Blockchain4Ukraine: В данном законопроекте Минцифры прописана регулятором рынка ВА, а значит имеет право рассматривать дела о нарушении законодательства про оборот ВА и выписывать штрафы за нарушение норм закона.

Детальнее на этот вопрос сможет ответить само министерство, потому что согласно переходным положениям именно Минцифры готовит порядок рассмотрения дел о привлечении к ответственности за нарушение этого законопроекта.

Juscutum: Нет, Минцифры действует аналогично НБУ, Комиссии по ценным бумагам и всем прочим контролирующим органам. Они выписывают штраф, который рассматривается в суде.

ForkLog: В качестве базы для расчета штрафов предлагается использовать необлагаемый минимум доходов граждан. О какой сумме идет речь в контексте данного закона?

Blockchain4Ukraine: 17 гривен.

ForkLog: Когда начнут действовать штрафные санкции для участников рынка?

Blockchain4Ukraine: Взимание штрафов за невыполнение норм данного законопроекта отталкивается от даты введения в действие Минцифрой соответствующего порядка. На это у министерства есть три месяца с момента публикации закона.

За нарушения, совершенные до введения порядка, штрафы взиматься не будут. Это значит, что у каждого участника рынка ВА будет достаточно времени для изучения закона и ответственности.

ForkLog: Какие еще важные, на ваш взгляд, изменения претерпел законопроект по сравнению с предыдущей версией? Помогло ли общественное обсуждение?

Blockchain4Ukraine: Мы благодарны экспертам и участникам рынка, которые донесли до нас свои предложения в рамках общественного обсуждения.

Законопроект стал лаконичнее: часть определений мы убрали, чтобы принять в учет очень быстрое развитие технологий. Некоторые определения, например, категории поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА, мигрировали в другие статьи.

Законопроект направлен на защиту инвесторов: он четко прописывает раскрытие информации эмитентами ВА при публичном предложении ВА. Этот пункт призван защитить украинцев, которые за последние десятилетия стали жертвами разных финансовых афер и пирамид – от МММ до OneCoin.

По информации портала Mining-Сryptocurrency.ru

Добавить комментарий