Site icon Новости криптовалюты и блокчейна

Почему Brave объявила войну Google?

В 2020 году медиахолдинги Google и Facebook знают о большинстве пользователей Интернета практически все: где они находятся, какими девайсами пользуются, сколько зарабатывают, чем болеют, какое у них семейное положение и что их интересует. С помощью этих данных корпорации анализируют вашу личность и продают вам то, что вы с большой долей вероятности купите. Более того, они торгуют информацией с правительствами и другими корпорациями. В надежде положить этому конец компания Brave Software, создатель криптобраузера Brave, объявила войну Google. Представители обвинили IT-гиганта в нарушении Общего регламента по защите данных (GDPR) Евросоюза и открыли общественности глаза на то, как корпорация следит за жителям Великобритании прямо через правительственные сайты, которые граждане обязаны посещать по закону. Подробности — в материале.

Описание проблем на примере Великобритании

В Великобритании зарегистрировано множество правительственных сайтов, которые предлагают всевозможные услуги и сервисы. Законодательство обязывает граждан самостоятельно регистрировать там различные события: вступление в брак, рождение ребенка, переезд, смену деятельности, смерть близкого человека и так далее. Главная проблема в том, что правительственные ресурсы содержат отслеживающие трекеры, через которые большие корпорации узнают все, чем вы делитесь. Это касается даже деликатных ситуаций — компании знают, когда люди оформляют инвалидность, борются с наркотической зависимостью или испытывают финансовые трудности.

Google, Facebook и другие крупные холдинги анализируют эти сведения и используют «персональные досье» в своих интересах. В конечном счете они предлагают анализ на основе личных данных всем, кто покупает у них рекламу. Они также имеют возможность продать персональную информацию третьим лицам. Все вместе это создает угрозу профилирования, манипуляций и дискриминации со стороны интернет-алгоритмов. Людей могут подсознательно склонять к тем или иным решениям, навязывать товары, вводить в заблуждение, подстраивать стоимость услуг под финансовое положение и так далее. Список можно продолжать бесконечно.

Самое вопиющее в этой ситуации то, что данные собираются не только с сайтов коммерческих организаций, но и со страниц правительственных служб, которые априори не должны позволять частным компаниям это делать.

Исследование Brave показало, что:

На некоторых госсайтах больше двадцати трекеров, в среднем их около пяти на каждом. Источник.

Как собираются и используются данные

Анализ начинается с момента посещения вами ресурса. Трекеры отслеживают:

Эти данные компонуются в одно целое и анализируются с целью связать то, что вы делаете на одном веб-сайте или приложении, с тем, что вы просматриваете в Интернете.

Примеры:

  1. Если вы регулярно заходите на сайт школы, значит, вы родитель, и вам можно рекламировать школьный рюкзак. Или, если понадобится, можно склонить вас к выбору конкретного кандидата в президенты, который якобы делает что-то полезное для детей. Если ваш ребенок инвалид, то управлять вами через ваши чувства и потребности будет еще проще. Страница муниципального совета города Илинг по детской инвалидности насчитывает миллион уникальных посетителей каждый месяц, позволяет 21 компании собирать данные и содержит RTB-рекламу.
  2. Если вы посещаете страницы, направленные на выдачу льгот и финансовой помощи, значит, у вас мало денег. Вы охотнее возьмете невыгодный микро-займ под залог имущества в сомнительном ломбарде, особенно когда соответствующая реклама у вас перед глазами. И, наоборот, авторитетные корпорации пометят вас как финансово проблемного гражданина и не захотят иметь с вами дел. Ежемесячно 875 000 человек из семей с низким уровнем дохода посещают специализирующиеся на льготах сайты. Соответствующий портал Энфилда насчитывает трекеры от 21 компании, семь из которых — брокеры данных.
  3. Если вы посещаете страницы по поддержке в борьбе с наркотической и алкогольной зависимостью (те самые, где можно «анонимно» рассказать о проблемах), значит вы или кто-то из ваших близких алкоголик или наркоман. Узнав об этом, одни фирмы предпочтут с вами не связываться, другие предложат свои услуги, третьи могут попытаться заработать на ваших зависимостях, склоняя вас к покупке алкоголя. Соответствующий городской портал Шеффилда обслуживает почти 600 000 человек и позволяет 20 компаниям собирать информацию, восемь из которых — брокеры. Более того, он активно использует RTB-рекламу. Наибольшее количество трекеров сосредоточено на крупных правительственных сайтах, обслуживающих более 300 000 человек. На некоторых порталах Энфилда и Шеффилда насчитывается по 25 трекеров.

Информация с правительственных порталов массово передается третьим лицам. Источник.

Проблемы RTB-рекламы

Около половины государственных площадок не пренебрегают возможностью разместить RTB-рекламу. Она подвергает посетителей подробному анализу со стороны бесчисленных компаний миллиарды раз в день.

Если вкратце, RTB-реклама работает так:

Такой способ рекламной кампании неоднократно вовлекался в скандальные дискуссии на предмет несоответствия правилам GDPR. 196 госсайтов используют RTB-систему от Google и обмениваются данными с сотнями компаний, не имея понятия о том, кому эти данные будут переданы и как будут использоваться.

Благодаря RTB-рекламе данные передаются тысячам компаний. Источник.

Данные передаются без согласия пользователей

На более чем трети порталов (38%), обслуживающих десятки миллионов британцев, имеются встроенные кнопки социальных сетей, предлагающие поделиться той или иной информацией. Парадокс в том, что сам факт наличия кнопок уже позволяет анализировать активность на страницах. Их даже не надо нажимать, чтобы данные попали в руки Twitter, Facebook, Google (через кнопку YouTube) или напрямую брокерам данных. Так, кнопка AddThis позволяет делиться контентом в различных социальных сетях, а разработана она Oracle — брокером данных.

Личные данные передаются даже через кнопки соцсетей. Источник.

Другая проблема кроется в предупредительных сообщениях об использовании cookie, которые можно встретить почти на всех госресурсах. Официально они направлены на соблюдение положений GDPR и запрашивают разрешение пользователя на анализ его данных. В теории все выглядит вполне логично и правильно, но на практике это работает не так. Поводов для недовольства как минимум два:

Что дальше

Аналитики Brave считают, что на самом деле проблема обстоит гораздо серьезнее, поскольку они не учитывали скрытые трекеры и не соглашались с обработкой данных. Есть вероятность, что после нажатия на соответствующую кнопку пользователи могут столкнуться с куда более масштабным сбором информации. Если предположить, что множество трекеров сосредоточено не на правительственных сайтах, а на порталах коммерческих организаций, становится очевидно, что эта проблема носит массовый характер — в Британии и по всему миру.

Полтора года назад команда Brave уже пыталась остановить Google, но потерпела фиаско.

Бездействие ICO вынудило Brave выйти на второй раунд, вооружившись новым «компроматом» и отправив его еще одному регулятору — Управлению по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA). Компания считает, что Google и другие корпорации используют незаконные «утечки данных», запрещенные Статьей 5(1) регламента GDPR, который Великобритания обязалась соблюдать и после выхода из Евросоюза. В Статье черным по белому написано, что данные должны собираться и использоваться только в конкретно указанных, не завуалированных целях, и только с личного согласия пользователя.

По мнению Brave, незаконный рынок RTB-рекламы и монополия Google процветают лишь по тем причинам, что власти не в состоянии обеспечить должное соблюдение GDPR. В своем сообщении к CMA представители Brave говорят о необходимости наладить тесное сотрудничество с европейскими и американскими регуляторами, а также разработать и внедрить два аспекта обеспечения защиты данных: внутренний и внешний. Внутренний должен лишить Google нечестного конкурентного преимущества, основанного на масштабном сборе информации. Внешний — не позволить другим компаниям незаконно обрабатывать данные.

Создатели криптобраузера надеются, что CMA прислушаются к рекомендациям и совместно с ICO обеспечат эффективное соблюдение действующих положений GDPR. Подобная стратегия является для Brave беспроигрышной, ведь сражаясь за неприкосновенность частной жизни, они выставляют себя «хорошими парнями» в глазах общественности. Это дает очевидный результат: за год количество владельцев криптобраузера Brave удвоилось и достигло 10.4 млн, а количество ежедневных активных пользователей выросло в три раза — до 3.3 млн. Недавнее исследование Тринити-колледжа в Дублине показало, что Brave является единственным по-настоящему приватным браузером на рынке.

Удастся ли Brave победить в войне против Google — покажет время. Не стоит забывать, что правительство заинтересовано в успехе Google, Facebook и других больших бизнес-корпораций, потому что они платят высокие налоги и обеспечивают государству должный экономический рост. Более того, борьба за приватность частного сектора — это явно не та сфера, за которую власти Великобритании лягут костьми. Они сами заинтересованы в получении информации о пользователях не меньше, чем частные компании. Пока «большой брат» все еще продолжает следить за нами, единственный способ обеспечить приватность — это пользоваться VPN и браузерами с защитой от трекеров, такими как Brave, TOR и Mozilla Firefox (требует настроек), а также следовать рекомендациям по обеспечению анонимности.