Добыча Ликвидности Мертва. Что Будет Дальше?

Добыча ликвидности мертва, и попытка найти лучший способ ее заменить находится в центре внимания одного из самых популярных подсекторов криптографии.

Основной движущей силой увлечения “DeFi Summer” 2020 года является добыча ликвидности, которая относится к практике протокола, стимулирующего депозиты пользователей с помощью вознаграждений в виде токенов.

Однако в последние месяцы добыча ликвидности подверглась критике за то, что она является неточным инструментом стимулирования, часто привлекающим наемных фермеров.

В результате на смену ему появился целый ряд новых услуг, таких как облигации, взвешенные по времени системы голосования и эмитенты стабильных монет, ориентированные на DAO-to-DAO, — широкий спектр достижений, способных навсегда изменить то, как протоколы DeFi привлекают новые депозиты.

В зависимости от проекта, действующая механика может называться “ликвидность как услуга”, “стоимость, контролируемая протоколом” или даже “DeFi 2.0”, но во всех случаях основной принцип один и тот же: управлять и направлять огромные суммы капитала с помощью механизмов стимулирования.

Эти усилия также объединены тем, что они пытаются ответить на обманчиво простой вопрос: до сих пор “бесплатные” деньги были движущим фактором принятия DeFi. Каков более точный подход?

В преддверии нового года проекты, направленные на решение этой проблемы, являются одними из самых популярных среди трейдеров и инвесторов. Несмотря на более широкий разгром рынка, протоколы, ориентированные на направление ликвидности, пользуются большой популярностью.

По мнению некоторых, эта тенденция является частью более широкой тенденции в Web 3, где ценность может быть использована и превращена в товар так же, как информация в Интернете.

“Ликвидность — это король», — сказал соучредитель протокола Fei Джоуи Санторо в интервью CoinDesk. “Я понимаю это так, что Интернетом управляют сервисы и хранилища информации – облачные вычисления и хранение данных. Когда вы переводите это в DeFi, вам нужны ценные услуги – кредитные платформы и AMM [автоматизированные маркет–мейкеры] — и вам нужно хранилище ценностей, а это управление ликвидностью ”.

Тот, кто контролирует ликвидность, контролирует DeFi.

Другие, такие как ангельский инвестиционный коллектив Egirl Capital под псевдонимом Cryptocat, считают, что торговля ликвидностью является преходящей тенденцией.

Независимо от того, окажется ли ликвидность как услуга повествовательной причудой, пользующейся временным притоком в общеизвестно непостоянной экономике внимания крипто или новой основой структуры сетевого рынка, по крайней мере, на данный момент гонка вооружений за контроль над потоком депозитов в DeFi, по сути, битва за большие участки самого сектора в 230 миллиардов долларов.

“Ликвидность — один из двух важнейших ресурсов в этом новом мире, и тот, кто контролирует ликвидность, контролирует DeFi”, — сказал Санторо.

Добыча ликвидности

С точки зрения протоколов, ориентированных на использование начальной загрузки, поначалу добыча ликвидности казалась будущим того, как проекты будут соответствовать рынку продуктов.

Летом DeFi 2020 года Compound запустил повальное увлечение, увеличив доходность депозитов на своей кредитной платформе с помощью вознаграждений в виде токенов COMP, и таким протоколам, как Sushi, удалось ненадолго обогнать конкурента Uniswap благодаря аналогичным программам стимулирования.

Критики, однако, недавно отметили, что, хотя направление потока вознаграждений пользователям, безусловно, будет стимулировать депозиты в краткосрочной перспективе, добыча ликвидности является несовершенным инструментом, который также привлекает то, что плодовитый разработчик DeFi Андре Кронье назвал “саранчой ликвидности” — временными “фермерами”, которые берут свои награды и уходят к следующему гейзеру токенов, когда текущий иссякнет.

“Я думаю, что добыча ликвидности — одна из самых глупых вещей, происходящих сейчас в криптографии”, — сказал исследователь под псевдонимом Deribit Insights Хасу в недавнем подкасте. «почему? Потому что, на мой взгляд, за этим не стоит абсолютно никакого стратегического мышления. Вы должны начать с мысли: «Чего мы хотим от этого? Какую целевую ликвидность мы хотим видеть в нашем протоколе?’ И как только вы достигнете его, дальнейших вознаграждений быть не должно”.

Основные пользователи

Напротив, новый набор проектов, использующих ликвидность, направлен на то, чтобы сделать выплаты более прозрачными. Они стремятся измерить, сколько долларов в виде вознаграждений за токены выплачивает протокол, чтобы привлечь, сколько долларов в виде депозитов. В некоторых случаях они фактически ставят ликвидность протокола под прямой контроль DAO.

Одна из первых из этих альтернатив возникла почти случайно.

Автоматизированный маркет-мейкер Curve представил функцию “блокировки голосов” в августе 2020 года. Это позволило держателям CRV заблокировать свои токены в обмен на veCRV (условное депонирование голосов CRV) на срок до четырех лет. veCRV, в свою очередь, предоставляет возможность голосовать за то, какие пулы ликвидности получили увеличение эмиссии вознаграждений CRV, при этом право голоса взвешивается в пользу тех, кто заблокировал свои токены на более длительные периоды времени.

В то время казалось, что это инструмент для отдельных фермеров, позволяющий максимизировать их прибыль: блокируя часть своих вознаграждений CRV, они могли направлять еще больше вознаграждений в свои любимые пулы и обеспечивать большую прибыльность в долгосрочной перспективе.

Однако вместо этого другие протоколы оказались основными благотворителями этой системы, а не отдельными фермерами, и началась гонка за накоплением CRV в ходе того, что многие назвали “Войнами кривых”.

По словам одного аналитика, который говорил на условиях анонимности, эта система блокировки голосов, также называемая “venomics”, “притворяется, что выбирает по предпочтению времени, но на самом деле фактически централизует управление тем, кто может накопить наибольшее количество токенов”.

Короче говоря, тот, кто накапливает наибольшее количество veCRV, контролирует выбросы вознаграждений CRV.

Прямо сейчас протокол “создателя королей”, контролирующий вознаграждения Curve, — это Convex Finance. Convex очистил ошеломляющие 43% всех циркулирующих CRV, а токен управления Convex, CVX, составляет 5,1 CRV с правом голоса на токен, согласно аналитической панели Dune.

Curve и Convex также являются двумя крупнейшими протоколами в DeFi, на которые приходится 40 миллиардов долларов депозитов в расчете на ДефиЛламу.

В результате возникла кустарная индустрия, в которой протоколы используют такие платформы, как Votium – интерфейс, построенный поверх Convex, – для “подкупа” владельцев CVX, депонированных для голосования, для направления ликвидности в важные для них пулы.

“Подкуп” за депозиты имеет явные преимущества для протоколов.

Например, в случае стабильной монеты, такой как UST Terra, депозиты в пулах Curve помогают UST обеспечивать здоровые, ликвидные рынки, помогают UST оставаться привязанным к доллару и создавать полезность для стабильной монеты – достижение всех целей, которые может достичь программа добычи ликвидности, но с гораздо более прозрачными затратами, выплатами и целями.

Действительно, в недавнем сообщении на форуме управления член команды UST stablecoin пришел к выводу, что текущие программы протокола по стимулированию депозитов с помощью взяток CVX и накоплению CVX “идут очень хорошо”.

Они хотят, чтобы их подкупили так же сильно, как и любого другого парня, так что мы здесь.

По мнению некоторых, эти преимущества означают, что веномики могут остаться здесь навсегда.

“Скажи, что ты стабильная монета. Главное для стабильных монет — это создание ликвидности”, — сказал отредактированный основатель 0xSami в интервью CoinDesk. “Для вас имеет смысл пойти и приобрести Convex, если вам нужна ликвидность деривативов, вам следует приобрести токен условного депонирования Ribbon для голосования, Sushi для ликвидности DEX или Aave, чтобы вы могли стать залогом для кредитования. Это будет большой тенденцией в этом году».

Экосистема взятки

Вслед за развивающейся экономикой взяток на рынок выходит ряд новых продуктов, которые служат промежуточным программным обеспечением для управления или голосования в развивающемся технологическом стеке, предназначенном для помощи протоколам в маршрутизации и контроле ликвидности: Paladin, Взятка, Лама ВВС, Votium и Votemak.

Votemak был недавно приобретен компанией Redacted, и в последние недели она закрыла раунд финансирования.

Частично это распространение является результатом других проектов, реализующих вариации venomics, что создает явную потребность в большем количестве рынков, где протоколы могут покупать голоса.

Токемак — один из таких проектов. Протокол нацелен на то, чтобы стать децентрализованным маркет-мейкером: пользователи вводят средства и получают токены токенов, которые можно использовать для голосования о том, где используется ликвидность. В результате Tokemak теперь является еще одной мишенью для протоколов, стремящихся направить ликвидность с помощью взяток, и другие проекты, такие как Frax и Yearn, также внедрили ядовитые модели.

“[Розничная аудитория] сразу понимает, что мы делаем, и насколько это важно. Они хотят, чтобы их подкупили так же сильно, как и любого другого парня, так что вот мы и здесь”, — сказал псевдонимный основатель взятки Кондорсе в интервью CoinDesk. Tokemak станет одной из первых интеграций Facebook.

Неудивительно, что развивающийся сектор также привлек внимание венчурных инвесторов.

“Мы считаем, что это интересная тенденция”, — сказал Ашвин Рамачандран из Dragonfly Capital, один из участников недавнего раунда взятки. “Это определенно увеличение на порядок с точки зрения эффективности капитала и ценообразования в отношении схем добычи ликвидности, что может вызвать чрезмерное давление на продажу собственных токенов управления”.

Контроль токенов

В то время как некоторые протоколы играют в игру со взятками, пытаясь направить ликвидность в выгодные пулы, другие пытаются сами напрямую контролировать ликвидность – появляющаяся тенденция “ликвидности, принадлежащей протоколу”.

Алгоритмический проект стабильной монеты Fei работает с Ondo Finance, протоколом передачи рисков, направленным на смягчение непостоянных потерь, для создания продукта, который позволит протоколам связывать собственные токены управления из своих казначейств со стабильной монетой Fei для непосредственного создания пулов ликвидности.

Вместо того, чтобы протоколы создавали стимулы в пуле для создания депозитов пользователей, это позволило бы протоколам напрямую создавать пулы – и, что важно, также удерживать часть торговых сборов из пула, создавая новый поток доходов.

Эта логика также применима к Olympus Pro, облигационной программе Olympus. Там протоколы обменивают позиции пула ликвидности на облигации, что снова позволяет протоколам контролировать ликвидность своего токена, а также получать комиссионные за торговлю.

Санторо, основатель Fei, сказал в интервью, что это часть развивающегося сектора услуг “напрямую в DAO”, где третьи стороны помогают DAO более эффективно загружать ликвидность для своих токенов, среди прочих потребностей.

Ликвидность, принадлежащая протоколу, также становится своего рода вертикалью сама по себе. Olympus и его различные форки, включая такие протоколы, как Wonderland и Redacted, накопили большие суммы CVX и других токенов с потенциалом получения прибыли – казначейства, которые, по мнению основателей, теперь могут использоваться для получения прибыли.

В недавнем твите разработчик Wonderland Даниэле Сестагалли написал, что протокол отходит от сильно оклеветанной схемы высокого APY Olympus.

Тем временем 0xSami из Redacted сообщил CoinDesk, что он предполагает, что протокол станет “токеном мета-управления”, который позволит проектам объединяться в один актив, в данном случае BTRFLY от Redacted, и влиять на несколько процессов управления. Казначейство будет получать комиссионные за эту услугу, и эти комиссионные могут быть распределены с помощью долгового обязательства или аналогичного финансового инструмента.

“Очевидно, что сейчас нам нужна высокая доходность для конкурентного преимущества, но как только казначейство будет создано, токен даже не нужно будет перебазировать в этот момент – мы можем представить проект с устойчивой доходностью”, — сказал он.

Эта приманка и переход от игры с высокими доходами к казначейству, приносящему доход, стали объектом гнева в течение последних нескольких недель, поскольку Olympus и его различные вилки пострадали из-за снижения цен:

Действительно, в том, что может быть первым примером “количественного смягчения” в рамках проекта DeFi, Wonderland провела крупный выкуп акций с использованием своего казначейства во вторник – признак того, что форки OHM начинают использовать свои значительные казначейские обязательства.

Расширение уровня 2

Любопытно, что до недавнего времени большая часть экспериментов с ликвидностью как услугой была сосредоточена на Ethereum. В настоящее время на нескольких альтернативных уровнях 1 запущены программы стимулирования, но они используют классические инструменты добычи ликвидности – неэффективность, готовая к сбоям.

“Я думаю, вы увидите, как разыгрываются те же самые два повествования – сельское хозяйство с выбросами становится ликвидностью, принадлежащей протоколу”, — сказал Санторо о программах стимулирования альтернатив Ethereum.

Возможность распределять свои токены на будущий рост платформы — это чрезвычайно мощная концепция.

Действительно, протоколы, использующие ядовитые вещества, начинают появляться в других экосистемах. Кронье и Сестагалли сотрудничают над неизданным проектом на основе Фантома, который в настоящее время называется ve (3,3) — это сочетание сокращений для venomics и программы ставок Olympus.

Неизданный проект уже демонстрирует признаки огромной популярности. Один из проектов, который был выпущен во вторник, VEDAO, нацеленный на получение контрольного пакета акций нового протокола Кронье и Сестагалли, достиг общей стоимости более 785 миллионов долларов всего за несколько часов.

Санторо, тем временем, говорит, что Fei планирует выбрать уровень 2 для переноса своей экосистемы, что, по его мнению, немедленно сделает ее лидером с альтернативами Fei добыче ликвидности.

“Мы собираемся двигаться вместе к тому L2, который сочтем нужным, и мы собираемся сделать этот L2 королем. Кто сможет конкурировать с миллиардом долларов в неинтенсивном ТВЛ?” — сказал Санторо.

Будущая игра

В то время как ликвидность как услуга в настоящее время является одним из самых быстрорастущих секторов криптографии, даже те, кто работает в ИТ, не знают, гарантированно ли это станет будущим начальной загрузки проекта.

Отредактированный 0xSami сказал, что такие проекты, как Curve и Tokemak, которые стремятся стать центральными центрами ликвидности с помощью своих программ стимулирования, либо завоюют большую часть доли рынка, либо тенденция просто сойдет на нет.

“Либо до тех пор, пока один из них не станет конечным центром ликвидности для DeFi, либо до тех пор, пока повествование не исчерпается. Одно или другое, — сказал он.

В последние недели некоторые аналитики отметили, что, хотя TVL выше, чем когда–либо, доля Curve в объеме обмена стабильными монетами – основа ее доли на рынке — в последние недели снижается, поскольку пулы Uniswap v3 с низкой комиссией вторгаются на территорию Curve.

Аналитик, говоривший на условиях анонимности, также поставил под сомнение выигрыш модели venomic, заявив, что ve-токены не “оптимизируются для правильных вещей”, но “ликвидное управление и контроль выбросов невероятны”.

“Это величайший подарок Curve экосистеме DeFi – возможность выделять свои токены для будущего роста платформы в виде эмиссии ликвидности, это чрезвычайно мощная концепция”, — сказал он.

Санторо из Fei, тем временем, считает, что результатом будет не монолитный победитель, а мир с множеством конкурирующих смежных проектов, обладающих огромными объемами ликвидности.

“Я не думаю, что это будет монополия, а куча конкурирующих экосистем». он сказал. “Это часть всего повествования о консолидации. Вы увидите, как Токемаки, Олимпусы, Даосы Племени, Кривые мира поглощают ликвидность и контроль. DAO, которые согласуются [с ними], выиграют от этого”.

Несмотря на неопределенность результатов, нынешний набор проектов, появляющихся после бурных дней добычи ликвидности, тем не менее, представляет собой прогресс в том, как проекты привлекают и стимулируют депозиты пользователей и DAO – даже если venomics является неправильным направлением, такие инструменты, как облигации и ликвидность, принадлежащая протоколу, скорее всего, останутся.

“Я настроен оптимистично в отношении экспериментов», — заключил Санторо.

Примечание редактора: У автора этой статьи есть депозиты на выпуклых.

Добавить комментарий